А.С. Пушкин "Борис Годунов": сюжет и краткое содержание по частям трагедии

Историческая трагедия «Борис Годунов»

Историческая трагедия «Борис Годунов» или, как называл её сам Пушкин «драматическая повесть», является одним из величайших творений поэта, которое сохранило свою актуальность и сегодня. Она относит читателя к одному из наиболее сложных периодов российской истории 17 в., ко времени правления царя Бориса Годунова. Произведение было написано во время пребывания автора в ссылке в селе Михайловском. События драмы живо перекликались с событиями современности, взаимоотношениями царя, народа, передового дворянства. Чего стоит один тот факт, что закончена «комедия о настоящей беде российской» была всего за месяц до восстания декабристов.

Пушкин описывает события Смутного времени, когда Россию пытались завоевать польские интервенты, возведя на царский престол самозванца Отрепьева под именем царевича Дмитрия. Начинается драма восшествием Годунова на Московский престол, а заканчивается его смертью и воцарением самозванца.

Содержание:

В драме ясно прозвучал ответ на актуальные для того времени вопросы, волновавшие самого поэта и его современников. Настойчиво озвучивается идея того, что самодержавная власть, крепостное право – вот те проблемы, которые ведут Россию к пропасти. Поэтому неограниченная власть самодержавия должна быть ограничена, а крепостничество уничтожено – таково мнение поэта.
Произведение, после прочтения некоторых его частей шефом жандармского управления А.Х. Бенкендорфом и с его подачи царю, не было одобрено и было запрещено к печати, за исключением некоторых глав. Лишь после удаления некоторых глав и исправления наиболее острых сцен оно было допущено к изданию в декабре 1830 г.

Герои драмы

Фёдор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова, опера М. П. Мусоргского
(Фёдор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова, опера М. П. Мусоргского)

Произведение насыщено событиями и действующими лицами, главными и второстепенными. К первым относятся:

  •  Борис Годунов – преемник царя Фёдора Иоановича. Терзается воспоминаниями о совершённом по его приказу убийстве царевича Димитрия и живет в ожидании расплаты. Это по общепринятому мнению. Хотя на самом деле смерть царевича была выгодна более всего князю Шуйскому. В финале драмы умирает.
  •  Григорий Отрепьев – бывший келейник Чудского монастыря. Узнав некоторые детали гибели Дмитрия от старца Пимена решает выдать себя за него. Бежит в Польшу, де находит поддержку у семьи Мнишек, а затем и польской верхушки, решившей использовать его в игре за московский престол. В конце пьесы бояре объявляют его царем.
  •  Князь Василий Шуйский – беспринципный, коварный недруг Годунова, погубивший его. Практически все интриги в трагедии происходят при его непосредственном участии. В реальности закончил свою жизнь в полном соответствии со своими поступками – принял голодную смерть в плену у поляков.
  •  Князь Воротынский – ещё один активный интриган в окружении Годунова, сообщник Шуйского в его интригах. Вполне искренне видел себя на месте царя.

Второстепенные действующие лица:

  • Марина Мнишек – польская авантюристка, невеста самозванца Отрепьева. Дама в высшей степени беспринципная, амбициозная и расчётливая. Даже зная об истинном происхождении Григория, готова идти за ним для достижения своих честолюбивых планов. Стать женой русского царя, пусть даже и самозваного и незаконного – вот её конечная цель. Искренняя любовь к ней Отрепьева – это всего лишь один из способов достижения цели.
  • Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Ближайший сподвижник Отрепьева. Именно он подтолкнул к предательству воеводу Басманова, призывал народ к расправе над детьми умершего царя. он же убеждает славить и присягать самозванцу, именуя его «законным царём Дмитрием».
  • Афанасий Пушкин – приближённый Шуйского. Благодаря ему получила жизнь версия о воскрешении Дмитрия.
  • Варлаам – бродячий монах.
  • Старец Пимен – настоятель Чудского монастыря, летописец. Благодаря ему келейник Григорий узнал подробности смерти царевича и то, что он одного возраста с погибшим Дмитрием.
  • Князь Курбский – враг российского государства, мечтающий отмщения за опального отца.
  • Юродивый Николка Железный Колпак. Он появляется в пьесе эпизодически, но от этого его значимость в драме не становится меньше. Это голос правды, который невозможно заткнуть ни саблей, ни приказом. Даже царь Борис не решается наказать его, хотя юродивый прямо обвиняет его в убийстве: «а вели ка ты их зарезать, как зарезал Дмитрия».

Сюжет

Царское коронование — сцена из оперы «Борис Годунов»
(Царское коронование — сцена из оперы «Борис Годунов». Создана Александром Головиным для постановки  Сергея Дягилева в Париже, 1908)

1598 г. Царская власть переходит к Борису Годунову. 1603 г. В Чудовом монастыре старец Пимен поведал своему келейнику Григорию о некоторых деталях гибели царевича Дмитрия. С этой информацией тот сбегает из монастыря, перебирается в Польшу, где объявляет себя спасшимся царевичем Дмитрием.

Польская знать с готовностью принимает его. Единственный человек, которому он признаётся в своём истинном происхождении – польская дворянка Марина Мнишек, однако её мало интересует это, для неё важнее осуществление своих честолюбивых планов посредством использования влюбленного в неё Отрепьева. Поляки снаряжают войско, во главе которого в 1604 г. Григорий переходит польско – литовскую границу и у города Новгород – Северский разбивает русскую армию.

Борис Годунов. Рисунок профессора В.П.Верещагин, 1896 г.
(Не смотря на неустанные заботы о благосостоянии государства, Борис Годунов быстро терял народное расположение, благодаря своей подозрительности. Сооружение каменных построек и щедрая раздача милостыни в годы бедствий народа от голода и мора не достигли успокоения черни. Част повторявшееся обвиенние в убийстве царевича и слухи о появлении самозванца сократили дни жизни Годунова. Профессор В.П.Верещагин, 1896 г.)

В это время Москве неожиданно умирает Годунов. Бояре, объединённые в заговоре, убивают его наследников и объявляют об их самоубийстве. На Лобном месте боярин Гаврила Пушкин провозглашает нового царя Дмитрия Ивановича и призывает людей приветствовать его. Однако народ безмолвствует.)

Содержание драмы по частям

Палаты Кремля

Зима 1598 г. Годунов пребывает в затворе в монастыре, не желая быть царём, а народ «что волны» с «воем» и «плачем» молит его об этом. Наконец, после некоторых колебаний он принимает «власть великую со страхом и смиреньем».

В Чудовом монастыре

Спустя 4 года. В келье старец Пимен и молодой инок Отрепьевым. В ходе их беседы старец рассказывает, как в Угличе ему привелось увидеть «кровавый грех» убийства малолетнего царевича, бывшего одного возраста с Григорием. Этот рассказ наводит последнего на идею о побеге и объявлении себя «царём на Москве».

Царские палаты

В тяжёлых раздумьях пребывает царь. Все его попытки сделать жизнь народа безуспешны. Он искренне хотел «народ в довольствии, во славе успокоить». Но это не приносит ожидаемого успокоения. Мысль о содеянном терзает его душу: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Корчма на литовской границе

Находящийся здесь Отрепьев выспрашивает путь на Литву у бродячих монахов Мисаила и Варлаама. Приставы в поисках беглого инока заходят в корчму. Григорий берётся прочитать указ с приметами беглеца и вместо своего описания описывает Мисаила. Однако подлог раскрывается и он ловко скрывается от стражей.

Москва

Сподвижник князя Афанасий Пушкин разносит весть, что в Кракове объявился царевич Дмитрий, «державный отрок, по манию Бориса убиенный». Шуйский решает использовать известие для своих целей. Василий Иванович доносит государю известие о самозванце, что «король и паны за него». Годунова эта весть приводит в волнение.

Краков

Во дворце польского аристократа Вишневецкого Отрепьев щедро раздает обещания своим сторонникам, которые он исполнит, когда станет царём.
Находясь в доме польского воеводы Мнишека, Григорий влюбляется в его дочь Марину и открывает ей своё истинное лицо, потому что не намерен «делиться с мертвецом любовницей». Но девушку мало заботит это признание, она видит себя на московском троне рядом с царём, пусть даже и самозванным.
Осенью 1604 г. армия Самозванца подходят к русско – литовской границе. Бывшего инока ещё мучают угрызения совести, что он врагов «позвал на Русь». Однако довольно быстро оправдывает себя: «пусть мой грех падёт не на меня, а на тебя, Борис - цареубийца».

Царская дума

Собравшиеся царские приближённые решают, что предпринять в сложившейся ситуации. Помимо военной угрозы присутствующих беспокоит назревающий бунт, вызванный байками о воскресшем Дмитрии. Против польских войск отправляется воевода Басманов. Однако в первой же битве 21.12.1604 г. под Новгород – Северским возглавляемые им отряды терпят поражение.
Не смотря на то, что на церковных службах имя Отрепьева предаётся анафеме, простой народ склонен верить в воскрешение царевича. После службы на выходе из храма Годунова встречает юродивый Николка и, жалуясь на детей, отнявших у него копеечку, говорит во всеуслышание « а вели их зарезать, как зарезал маленького царевича». Борис потрясён и лишь просит юродивого молиться за него.

Битва под Севском

Выставив из бахвальства против пятидесятитысячного московского войска пятнадцатитысячный отряд Самозванец потерпел разгром и с трудом спасся с Гаврилой Пушкиным и несколькими приближёнными.

Царские палаты

Басманов докладывает царю, что поляки захватили Путивль и Кромы. Царь намерен назначить его главнокомандующим и уходит встречать иноземных гостей. Но во время встречи с ним случился удар. Умирая, Борис даёт наставления сыну Фёдору, как управлять царством : «ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...», умоляет бояр сохранить ему верность.

Ставка

В ставке русского войска назревает измена. К командующему русскими войсками Басманову приезжает от Лжедмитриия Гаврила Пушкин и склоняет его перейти на службу к Самозванцу. Последние сомнения его рушатся после слов Пушкина: «Знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою подмогой. А мнением! Да, мнением народным!».

Москва

На Лобном месте Гаврила Пушкин уговаривает собравшихся людей крест царевичу Дмитрию, напоминая о тяжёлом времени правления Годунова. Народ поддаётся на уговоры и бежит в Кремль «вязать Борисова щенка». Малолетний царь Фёдор низложен, арестован и со своей матерью и сестрой заперты в Кремле. Мнение народа делится, одни жалеют узников: «отец был злодей, а детки невинны». Однако не все настроены жалеть Годуновых.

Появляются бояре Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов со стрельцами и заходят в дом, откуда вскоре слышатся крики. На пороге появляется Мосальский и объявляет: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Однако народ понимает, что произошло и в ужасе безмолвствует.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.